В России в апреле Правительством будет введен запрет на поставки подешевевшего иностранного топлива, сообщает РБК со ссылкой на источники. Ожидается, что ситуация продлится до конца сентября— по прогнозам Минэнерго, именно столько продержатся низкие цены на нефть.
Подобные меры принимаются для того, чтобы защитить рынок от дешевого топлива, поясняет один из источников РБК. Вслед за падением цен на нефть в мире рухнули и цены на бензин. Однако, в России действует механизм сглаживания цен (так называемый демпфер), защищающий стоимость топлива как от падения, так и от резкого роста из-за происходящих колебаний нефтяных котировок. Выглядит это следующим образом - если внутренний рынок становится премиальным, нефтяники доплачивают государству и поэтому не могут снизить цены на АЗС. В случае же, если на внутреннем рынке складывается дисконт по сравнению с поставками на экспорт, бюджет доплачивает компаниям, чтобы те не поднимали цены.
В Европе цена топлива почти сравнялась со стоимостью сырья после падения цен на сырую нефть, а также в связи с резким падением спроса на топливо из-за коронавируса (согласно оценкам министра энергетики Александра Новака, до 70% в ряде стран) . В России же бензин резко не подешевел из-за особенностей регулирования отрасли.
Однако, спрос на бензин в России тоже сильно упал из-за карантина, в крупных городах падение составило 10—30%, также согласно оценкам министра энергетики Александра Новака. Если запрет на импорт не вводить, нишу российского топлива займет дешевый заграничный бензин, из-за чего произойдет затоваривание рынка и российским НПЗ придется снижать загрузку, а это в корне неправильно, считают источники РБК.
С предложением о запрете, по их данным, выступило Минэнерго, а поддержал его профильный вице-премьер Юрий Борисов. Вскоре правительством будет опубликовано соответствующее постановление.