Пару лет назад BMW собиралась построить завод в РФ. Уже много лет в премиуме лидируют его автомобили - продажи 40-50 тыс. штук.
Но переговоры с Минпромторгом зашли в тупик. Завод баварцев с учетом модельного ряда выпускал бы 20-40 тыс. шт. Больше премиумный бренд здесь не продаст. РФ не связана с крупными странами соглашениями о свободной торговле, немецкому заводу придется работать на внутренний рынок и страны Таможенного союза.
BMW подала заявку на специнвестконтракт, чтобы получить компенсацию убытков утилизационного сбора. Но компенсация зависит от локализации – внутреннего производства комплектующих. Для небольшого завода создавать отдельные компонентные производства не выгодно. Баварцы махнули рукой на строительство завода, оставив сборку нескольких моделей на радость «Автотору».
В итоге неслыханно повезло Венгрии, которая вступила в Евросоюз и попала на один из крупнейших мировых рынков. Сейчас эта небольшая страна стала центром производства Audi, Mercedes-Benz, Suzuki, а теперь и BMW.
Баварская компания строит завод стоимостью миллиард евро и мощностью 150 тыс. автомобилей в 230 км от Будапешта. Запуск завода запланирован на 2025. На нем будут выпускать и электромобили - ежегодно по одной модели.
Для России оставлена отверточная сборка нескольких моделей на «Автоторе». За импорт расплатится конечный потребитель - в премиуме проще на него переложить любые издержки. Такая грустная, но поучительная история о потере миллиардных инвестиций, выгодах международного сотрудничества и проблемах экономической изоляции.